Основная образовательная программа средней школы ФК ГОС
Описание образовательной программы
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Старший уровень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям.
Социально- педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.
Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:
- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;
- дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.
Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования установлен по следующим учебным предметам: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, География, Биология, Физика, Химия, Астрономия, Искусство (Мировая художественная культура), Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.
Часы регионального компонента выделены на изучение предметов: родной язык и родная литература, география Дагестана.
Среднее общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.
Обучающиеся, освоившие программы среднего общего образования и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на уровнях начального, среднего и высшего профессионального образования.
Характеристика
образовательной программы среднего общего образования (10-11 кл.)
ГКОУ РД «Караузекскаая СОШ Цунтинского района» (продолжительность обучения 2 года)
Цели образовательной программы | Создание условий для: - Освоения обучающимися данной образовательной программы, соответствующей базовому уровню Федеральных государственных образовательных стандартов; - Формирования устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся; - Умения работать в коллективе, адаптироваться к сложным проблемам взрослой жизни; - Выработки устойчивой потребности в самообразовании; - Воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма, уважения к национальной культуре и истории. Оказание помощи в осознанном выборе будущей профессии. |
Контингент Обучающихся | Юноши и девушки 15-17 лет, которые изъявили желание обучаться по данной образовательной программе. |
Порядок приема Обучающихся | В 10 общеобразовательные классы принимаются лица, успешно завершившие Базовую образовательную программу основного общего образования (5-9). |
Формы получения Образования | - очное обучение |
Система текущей и промежуточной аттестации обучающихся | Оценивание обучающихся проводится по локальному акту «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» |
Учебные предметы, по которым установлена обязательная итоговая аттестация | В 11-х выпускных классах: 2 обязательных предмета в форме ЕГЭ по математике и русскому языку, по выбору в форме ЕГЭ из числа изученных в данной образовательной программе. |
Образовательная Программа разработана на основе БУП | Федерального базисного учебного плана 2004 года для 10 -11х классов. |
Применение образовательных технологий | - личностно ориентированное обучение; - уровневой дифференциации; - активные и интерактивные методы с применением информационно- коммуникационных технологий; - здоровьесберегающие технологии. |
Предполагаемый конечный результат | Учащийся, успешно освоивший данную образовательную программу: - интеллектуально развит, обладает знаниями, отвечающими требованиям государственных образовательных стандартов; - умеет применить в практической работе теоретические знания, умения, а также самостоятельно добывать новые знания; - сформировано ценностное отношение к жизни, свободе, справедливости, гуманности, толерантности; - владеет разносторонними знаниями, стратегиями поведения, позволяющими ценить и укреплять собственное здоровье; - ведет и распространяет здоровый образ жизни, занимается спортом; - умеет адаптироваться к сложным проблемам взрослой жизни; - сформировано мировоззрение, гражданская позиция, уважение к истории страны, городу, району; воспитано чувство патриотизма |
Особенности образовательного уровня
Для старшего возраста характерен рост интеллектуальных сил.
Мыслительная деятельность характеризуется всё более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинно - следственному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления в систему. Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества.
У обучающихся старших классов развивается умение пользоваться разнообразными приёмами логического запоминания. Существенные изменения наблюдаются в силе умственной деятельности, которая приобретает всё более активный и творческий характер. Для этого возраста характерна целенаправленная познавательная деятельность. Она представляет собой высший уровень познавательной потребности и связана не только с развитием индивидуальной сферы старших школьников, но и с формированием личности человека в целом. Наблюдается выраженная специализация познавательной потребности: достаточно узкая тематика учебных и внеучебных интересов, определенная область профессиональной деятельности.
Особенностью этого возраста является возросшая степень осознанности учебной деятельности как способа достижения профессиональных целей.
Основными потребностями старших классов являются потребности в поисках смысла жизни, в мировоззрении как системе знаний. Задачей обучения на этом этапе является формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент её мировоззрения, как необходимое условие самообразования, развития потребности в самосовершенствовании, способности к самостоятельному добыванию знаний, социальной и предпрофессиональной адаптации.
Ведущие образовательные задачи данного этапа:
1. Выполнение базового уровня государственных стандартов среднего общего образования в условиях разноуровневого обучения.
2. Подготовка к сдаче выпускных экзаменов в школе и вступительных в вуз.
3. Организация профильного обучения через систему дополнительных элективных курсов.
4. Профессиональная ориентация.
5. Интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к обучению в высшей школе.
6. Социальная и предпрофессиональная адаптация.
Выпускник, получивший среднее общее образование, - это человек, который:
- освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана на уровне государственных требований, способном обеспечить успешное обучение в учреждениях профессионального начального, среднего и высшего образования;
- умеет адаптироваться к меняющимся социально-экономическим
отношениям;
- знает свои гражданские права и умеет их реализовывать;
- знает и готов выполнять обязанности гражданина своей страны;
- обладает чувством социальной ответственности;
- умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их;
- владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации;
- уважает своё и чужое достоинство, терпим к окружающим;
- уважает собственный труд и труд других людей, умеет трудиться, обладает навыками творческого труда;
- ведёт здоровый образ жизни;
- имеет сформированную систему морально-нравственных ценностей, соответствующую общечеловеческим нормам.