Образовательная программа основного образования 9 класс ФК ГОС
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа основного общего образования является нормативно - управленческим документом , характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
-Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Закон «Об образовании в Ростовской области»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года, в соответствии с поручением Президента РФ от 26.03.2008 №КА-
П13-1167;
- Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»;
- Приказ Министерства образования от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана»;
- СанПин 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Локальные акты учреждения, учебные планы 7-9-х классов (утверждены решением
педагогического совета ГКОУ РД "Караузекская СОШ Цунтинского района" протокол № 1 от 31 августа 2016г.),
календарный учебный график на 2016-2017 учебный год (утвержден решением
педагогического совета протокол № 1 от 31 августа 2016 г.), планирование учебно -
воспитательной работы на 2016-2017 учебный год (утверждено решением
педагогического совета протокол № 1 от 31 августа 2016 г.).
Также при разработке образовательной программы учтены:
- возможности образовательной среды;
- уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ;
- материально-техническое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», программой развития образования, Уставом школы настоящая образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы.
Основная образовательная программа школы – локальный акт общеобразовательного учреждения - создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации станицы, материальных и кадровых возможностей школы. Школа осуществляет свою образовательную деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивает реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдает права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной
организации.
Цели и задачи образовательной организации
знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории
Одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к
осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Условием достижения этой задачи является последовательная индивидуализация обучения, предпрофильная подготовка на завершающем этапе обучения в основной школе.
В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Ожидаемые результаты – достижение уровня функциональной грамотности, соответствующего стандартам основной школы и готовность к обучению по программам среднего общего образования.
Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе:
1. Обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности
2. Способствуют развитию у обучающихся таких умений, как общение, включая умение говорить и слушать, невербальное, письменное, электронное и
артистическое общение; творческое мышление, включая готовность к риску и
совершению ошибок в процессе обучения; способность находить, критически
оценивать и использовать информацию; решение проблем разными путями; умение
работать независимо от других; умение работать в группе, признавая ценность
индивидуальных различий.
3. Нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего
права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью,
обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной
культурой.
Задачи программы:
- обеспечение образовательного процесса, предусмотренного школьным учебным планом и позволяющего достигать высоких образовательных результатов обучающихся;
- создание оптимальных условий для развития способностей, интеллектуального,
творческого и нравственного потенциала каждого учащегося;
- создание условий для формирования у педагогов и учащихся школы мотивации к
непрерывному образованию;
- обеспечение условий для формирования опыта учащихся в решении социально
значимых проблем, для создания ситуации успеха;
- создание условий для повышения ответственности за свою деятельность у каждой
группы участников образовательного процесса.
При разработке образовательной программы педагогический коллектив школы основывался на принципах:
- целостности;
- природо- и культуросообразности;
- социосообразности;
- системности;
- соответствия и взаимообусловленности ресурсного обеспечения образовательной программы.
В основе модели школы - принципы развивающего обучения, индивидуализации, целостности и непрерывности образования. Современное общество – прежде, всего, должно способствовать гуманизации общественно-экономических отношений, формированию новых жизненных установок личности.
В ГКОУ РД "Караузекская СОШ Цунтинского района" внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:
- повышению уровня культуры личности школьников;
- обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;
- воспитанию уважения к закону, правопорядку;
- развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и досуговой деятельности;
- развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования;
- сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию понимания важности здорового образа жизни;
- широкому внедрению инноваций в систему работы педколлектива, в основу которой заложены приоритеты всестороннего развития личности учащегося и роста профессионального мастерства учителя.
Образовательная программа ГКОУ РД "Караузекская СОШ Цунтинского района" предназначена удовлетворить потребности:
- учащихся - в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к
тому или иному учебному предмету и программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения традиций и ценностей культуры;
- общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;
- вузов, техникумов, колледжей - в притоке молодежи, ориентированной на комплексное освоение программ профессионального обучения и общекультурного развития;
- предпринимателей и рынка труда – в притоке новых ресурсов;
- выпускника образовательного учреждения – в социальной адаптации.
Основная образовательная программа разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной
образовательной программе, определяет содержание, организацию образовательного
процесса на ступени основного общего образования и направлена на информатизацию и
индивидуализацию обучения подростков, формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,
саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее социальную успешность,
развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Для достижения целей ООП основного общего образования необходимо решить целый ряд педагогических и образовательных задач:
- подготовить школьников к самоопределению;
- сформировать ключевые компетентности учащегося: в решении задач и проблем, информационной, коммуникативной, учебной (образовательной) компетентности;
- осуществить индивидуализацию образовательного процесса на основе широкого использования средств ИКТ, через формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
- организовать поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
- способствовать развитию подростка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого подростка;
- сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье, безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие.
Для реализации ООП основного общего образования определяется нормативный срок – 5 лет (11-15 лет), который связан с этапами возрастного развития и становления личности учащегося:
- первый этап – 5-7 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через знакомство с различными областями знаний в урочной и внеурочной деятельности, определение учащимися интересных именно им предметов, направлений деятельности, пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, бесстрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую.
- второй этап – 8-9 классы как этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможный видений в учебном предмете (предметах).
Обеспечивая вариативность обучения и свободу реализации творческих концепций учителя, образовательная программа позволяет обеспечить уровень образования, достаточный для успешной социализации.
Основными условиями эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:
- обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей
частью всех учебных программ;
- создание необходимых условий для развития личностной мотивации, обеспечивающей
развитие способностей учащихся;
- использование инновационных образовательных технологий;
- широкое развитие сети внеклассной работы и дополнительного образования;
- использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей учащихся;
- использование возможностей социокультурной среды.
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально -технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения, развития личности учащихся, сохранение и укрепление здоровья.